И.Х. Миннегулов: «Вирус корыстолюбия и коррупционные риски в образовательной сфере»

Среди пороков, глубоко поразивших часть работников образования, особо выделяются различные коррупционные действия, ставшие во взаимоотношениях преподаватель – обучающийся.

Многое здесь объясняется, во-первых, недостойной зарплатой преподавателей, а во-вторых, появлением в обществе класса состоятельных людей (что само по себе – конечно же, положительное явление), которые могут в условиях или под прикрытием спонсорской помощи вкладывать в обучение своих или чужих детей большие деньги, проплачивая посредством подкупа не только поступление на учебу, но и дальнейшее продвижение обучаемого по семестровым и курсовым рубежам учебного процесса.

Дело порой доходит до того, что за «бабки» преподаватели не только выставляют обучающимся положительные отметки по итогам экзаменов и зачетов, по результатам практик, по письменным работам (рефератам, эссе, контрольным, лабораторным, курсовым, выпускным квалификационным и др.), но пишут за них те или иные письменные работы.

Как и в других сферах деятельности, вероятность коррупционного поведения – несоблюдение обязанностей, запретов и ограничений для получения личной материальной выгоды. Так как образование является общественным продуктом, его стандарты не ограничиваются лишь материальными товарами; следовательно, коррупция в образовании включает превышение полномочий для личной материальной выгоды.

Поскольку образование является продуктом общественного значения, определение коррупции в сфере образования включает особый элемент. Это не только незаконное извлечение личной материальной выгоды, но и профессиональный проступок.

Профессиональный проступок в сфере образования это:
– получение материальных подношений или вознаграждений в обмен на положительные отметки, оценки или зачисление на специализированные программы;
– оценка знаний обучающегося по расовым, культурно-социальным и другим предубеждениям;
– навязывание обучающемуся личных взглядов и убеждений преподавателя;
– разглашение конфиденциальной информации, касающейся обучающегося;
– эксплуатация, сексуальное преследование или дискриминация обучающихся;
– принуждение обучающихся покупать материалы, автором которых является преподаватель;
– использование имущества учебного заведения в частных коммерческих целях и другие.

В литературе при рассмотрении этого вопроса определяют неформальные рычаги воздействия на участников коррупционных сделок:
а) доверие;
б) репутация;
в) посягательство на репутацию;
г) взаимные обязательства.

Доверие строится на тесных личных связях, базирующихся на родственных отношениях, деловых контактах или дружбе (установившиеся дружеские связи во внеслужебное время; личные отношения между лицами, жившими по соседству и т.п.). Например, лицо может оказать коррупционную услугу своему родственнику. Он может поступать так не только потому, что он проявляет заботу о нем, но и потому, что они тоже проявляют заботу о нем, и с куда меньшей степенью вероятности, чем незнакомые люди, «накапают» властям о коррупционной сделке или нарушат устную договоренность. Сам факт взаимозависимости личных выгод каждого снижает риски для обоих участников сделки.

Репутация как неформальный рычаг воздействия обоих участников имеет огромное значение при совершении сделок, которые обеспечиваются взятками и подарками. Репутация потенциального партнера, который должен дать ответ на деловое предложение, важна в глазах инициатора такого предложения. Например, частные спонсоры с большой готовностью будут предлагать пожертвования тому университету, который славится тем, что охотно раздает почетные ученые степени своим щедрым выпускникам.

Взятка тем легче входит в обычную практику, чем лучше взяткодателям известны повадки коррумпированных лиц, которые имеют хорошие шансы оставаться на своих должностях в течение длительного времени. При отсутствии надежной базы для создания деловой репутации коррупционеры будут стремиться вступать в деловые контакты только с хорошо известными им партнерами. При этом сужение круга потенциальных взяткодателей также снижает для взяточников риск быть разоблаченными новичками.

Установление коррупционных отношений с незнакомыми людьми рискованно еще и потому, что первый же человек, о ком станет известно, что он готов предложить или получить вознаграждение в конверте, становится заложником всех тех, кто может угрожать ему разоблачением.

Посягательство на репутацию посредством захвата заложника – опробованный способ гарантии некоего действия. Реальность обычно куда менее драматична, чем судьба принцессы, заключенной в башне замка, но принцип деяния остается тем же самым. Заложником может стать репутация второго участника сделки. Инициатор может тайно накапливать документальное свидетельство о действиях своего контрагента. Если, к примеру, взяткополучатель несет более суровое наказание, чем взяткодатель (при определенных обстоятельствах и вовсе освобождается от ответственности), то последний за взятку покупать себе будущее благорасположение лица и угрожать ему разоблачением в случае отказа от взятых на себя обязательств.

Взаимные обязательства предполагает одной из сторон коррупционной сделки выгодно вести себя ответственно, чтобы самому иметь в будущем возможность использовать своего нынешнего заказчика в качестве исполнителя. Но как такая система может функционировать в коррумпированной среде? Чтобы способ делового сотрудничества был эффективным, нужно задействовать режим наибольшего благоприятствования, но не как улицу с односторонним движением. Лицо поддерживает проект, который принесет дивиденды другому лицу, и надеется, что последний поддержит его при реализации аналогичного проекта в будущем.

В связи с этим возникают некоторые вопросы, которые необходимо решить. Во-первых, насколько может быть продуктивной борьба с устоявшимися общественными отношениями?

Во-вторых, имеет ли смысл законодательно регулировать по существу личные человеческие отношения, которые в принципе не поддаются эффективному контролю?

В- третьих, не стоит ли сместить центр тяжести борьбы с коррупцией в сторону предупреждения подобных правонарушений и придумать систему мер, которая сделала бы коррупцию не только опасным, но и невыгодным в материальном и моральном плане делом.

Миннегулов И.Х. Член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук